Физики из России провели самую точную проверку теории относительности

Пара атомных часов помогла российским и немецким физикам провести самую точную проверку специальной теории относительности и доказать, что она правильно описывает поведение пространства-времени на уровне элементарных частиц. Их выводы были представлены в журнале Nature.

Эти опыты — своеобразное логическое продолжение знаменитых экспериментов американских физиков Майкельсона и Морли, пытавшихся еще в 1887 году подтвердить существование так называемого «эфира» — особой светоносной формы материи, по которой должны были распространяться волны света.

По представлениям науки того времени, эфир должен был обладать крайне причудливыми свойствами, и скорость света в нем должна была быть не постоянной, а зависящей от направления движения луча. Соответственно, свойства света должны были меняться по мере вращения Земли вокруг Солнца.

Опыты Морли и Майкельсона, а также появившаяся позже специальная теория относительности (СТО) Эйнштейна, положили конец этим заблуждениям. Сегодня физики считают, что свет и все остальные виды электромагнитного излучения движутся по всем направлениям с одинаковой (инвариантной) скоростью. Аналогичным образом, все физические законы работают одинаковым образом во всех системах отсчета и вне зависимости от углов их поворота.