Получены новые доказательства слияния Млечного Пути с карликовой галактикой

Около двух десятилетий назад астрономы нашли в Млечном Пути необычно высокую плотность звезд, названную Сверхплотностью Девы.

Набор данных наземных и космических обсерваторий позволил астрофизикам выявить в Млечном Пути первые в своем роде «зонтикообразные структуры» звезд, которые, по их мнению, являются результатом уничтожения соседней карликовой галактики, произошедшего около 3 миллиардов лет назад. Исследование, описывающее открытие, представлено в журнале Astrophysical Journal.

Получены новые доказательства слияния Млечного Пути с карликовой галактикой

«Зонтикообразные структуры» звезд, образованные в ходе радиального столкновения Млечного Пути с карликовой галактикой 3 миллиарда лет назад. Credit: Rensselaer Polytechnic Institute

Почти два десятилетия назад астрономы нашли в Млечном Пути необычно высокую плотность звезд, названную Сверхплотностью Девы. Исследования показали, что некоторые из этих светил движутся к нам, а другие удаляются. Это озадачило ученых, поскольку скопление звезд обычно путешествует согласованно. Основываясь на новых данных, астрофизики предположили, что чрезмерная плотность является результатом особого вида слияния – радиального.

«Предыдущие наблюдения указывали на то, что звезды этой группы движутся с разными скоростями, и это было очень странно. Но теперь, когда мы видим их перемещение в целом, мы понимаем, почему скорости разные и почему они движутся таким образом», – рассказывает Хайди Джо Ньюберг, ведущий автор исследования из Политехнический института Ренсселера (США).

Открытые структуры представляют собой плоскости звезд, изогнутые, как зонтики, оставшиеся после того, как проникшая в Млечный Путь карликовая галактика была им разорвана на части в ходе движения вверх и вниз через его центр – событие, которое исследователи назвали «Радиальное слияние Девы». Компьютерное моделирование «зонтикообразных структур» и движения звезд в потоке показывает, что карликовая галактика впервые прошла через галактический центр Млечного Пути 2,7 миллиарда лет назад.

Галактика Млечный Путь в представлении художника. Credit: ESO

Находка является важной для ряда других звездных явлений, включая образование Gaia Sausage, которое, как считается, возникло в результате слияния Млечного Пути с карликовой галактикой между 8 и 11 миллиардами лет назад. Предполагается, что оно и «зонтикообразные структуры» являются результатом одного и того же события, однако новая гораздо более низкая оценка возраста для «Радиального слияния в Деве» означает, что либо это два разных события, либо Gaia Sausage намного моложе и не могло вызвать создание толстого диска Млечного Пути.

«Есть много потенциальных связей с этим открытием. «Радиальное слияние в Деве» открывает дверь к пониманию других явлений, которые мы видим, но пока не можем до конца объяснить, и на которые вполне могло повлиять что-то, что «упало» прямо в центр Млечного Пути примерно 3 миллиарда лет назад», – заключили авторы исследования.