На окраине Вселенной обнаружили гигантскую «фабрику звезд»

На окраине Вселенной обнаружили гигантскую "фабрику звезд"

Радиоизображение двух частей пыльной звездообразующей галактики Mambo-9, полученное радиотелескопом ALMA

Астрономы обнаружили свет огромной пыльной галактики, образовавшейся всего через 970 миллионов лет после Большого взрыва. Это самая отдаленная звездообразующая галактика, которая когда-либо наблюдалась. Результаты опубликованы в журнале Astrophysical Journal.

Пыльные звездообразующие галактики — самые активные «фабрики звезд» во Вселенной. Они содержат огромные количества газа и пыли, а общая масса звезд, образующихся в их пределах всего за один год, превышает массу Солнца в несколько тысяч раз. Для сравнения скорость звездообразования нашего Млечного Пути составляет всего три солнечные массы в год.

Ранее считалось, что в ранней Вселенной не было гигантских пыльных галактик, они появились позднее. Но за последнее время астрономы обнаружили несколько подобных объектов, сформировавшихся в первый миллиард лет.

Астрономы, работающие на комплексе радиотелескопов ALMA (Atacama Large Millimeter Array) в чилийской пустыне Атакама, зафиксировали свет древнейшей массивной пыльной галактики, названной Mambo-9. Свет от Mambo-9 прошел 13 миллиардов лет, чтобы достичь антенн ALMA.

Впервые эта галактика была обнаружена десять лет назад одним из авторов исследования Мануэлем Аравена (Manuel Aravena) с помощью болометра Max-Planck Millimeter BOlometer (MAMBO) на 30-метровом телескопе IRAM в Испании и интерферометра Plateau de Bure (PdDI) во Франции. Но тогда эти наблюдения не были достаточно чувствительными, чтобы рассчитать расстояние до галактики. Чувствительность комплекса ALMA позволила это сделать.