Ученые выяснили, что Вселенная более однородная, чем ожидалось

Участок неба, закартированный в рамках обзора KiDS-1000, на фоне Паранальской обсерватории

Ученые-астрофизики в проекте KiDS — гравитационного картирования Вселенной — исследуют распределение материи во Вселенной. Новые результаты обзора, охватывающего 1000 квадратных градусов неба, опубликованы в трех статьях в журнале Astronomy & Astrophysics.

Проект KiDS (Kilo-Degree Survey) реализуется на Очень большом телескопе VLT Европейской южной обсерватории (ESO) в Чили с октября 2011 года. Ученые выявляют неоднородности распределение материи во Вселенной с помощью методов слабого гравитационного линзирования и фотометрических измерений красного смещения.

Новая карта, охватывающая 1000 квадратных градусов, что соответствует примерно 5 процентам неба, включает анализ распределения 31 миллиона галактик, расположенных на расстоянии до десяти миллиардов световых лет от нас.

Инструмент OmegaCAM, установленный на телескопе VLT, позволяет с помощью гравитационного линзирования улавливать «морщины» во Вселенной с разрешением около 30 миллионов световых лет.

Эффект гравитационного линзирования возникает, когда свет от далеких галактик слегка отклоняется под действием гравитационного воздействия большого количества вещества, такого как скопления галактик. Этот эффект используется для определения «комковатости» распределения галактик, но результаты распространяются на всю Вселенную, на 90 процентов состоящую из невидимой темной материи.

Со временем гравитация материи во Вселенной делает ее все менее и менее однородной — области с немного большей массой, чем в среднем, притягивают вещество из окружающей среды, увеличивая контраст. Между тем расширение Вселенной противодействует этому росту. Оба эти процесса управляются гравитацией и поэтому имеют большое значение для тестирования стандартной модели космологии, которая довольно точно предсказывает, как вариации плотности возрастают с возрастом Вселенной.