Исследователи разгадали 16-летнюю загадку синей кольцевой туманности

Звезда с необычным кольцом ультрафиолетового излучения выглядит словно глаз, смотрящий на Землю.

На протяжении 16 лет голубая кольцевая туманность звезды TYC 2597-735-1 озадачивала исследователей. И вот теперь астрономы выяснили, откуда происходит необычное кольцо ультрафиолетового света вокруг звезды. Предполагается, что оно образовалось после слияния двух звезд около 5000 лет назад.

Исследователи разгадали 16-летнюю загадку синей кольцевой туманности

Туманность Голубое кольцо состоит из двух расширяющихся облаков газа, которые были выброшены в космос в результате слияния звезд. © NASA / JPL-Caltech / M. Seibert (Carnegie Institution for Science) / K. Hoadley (Caltech) / GALEX Team

В 2004 году исследователи впервые обнаружили этот необычный небесный объект с помощью космического телескопа Galaxy Evolution Explorer (GALEX). Выяснилось, что вокруг звезды TYC 2597-735-1 имеется газовое кольцо. Изображения GALEX показали, что туманность имеет синий цвет, поскольку телескоп производит измерения в ультрафиолетовом диапазоне. Но невооруженным глазом туманность эту увидеть нельзя. При этом вокруг синей туманности имеется тонкое кольцо пурпурного цвета.

Снимок, сделанный в нужное время

Вот уже 16 лет исследователи пытались найти причину этого образования и пришли к выводы, что это слияние двух звезд. Поначалу это не кажется необычным. «Слияние двух звезд — довольно распространенное явление, но большое количество пыли быстро заслоняет их визуально, поскольку материал их выброса расширяется и охлаждается в космосе. Это означает, что мы не можем непосредственно увидеть, что же на самом деле произошло», — говорится в заявлении автора исследования Кери Хоадли из Калифорнийского технологического института.

Но синяя кольцевая туманность как раз и показывает, что же происходит после столкновения, где все четко видно. «Мы посмотрели на нее в самое подходящее время, потому что какое-то некоторое время туманность рассеется», — сказал Ходли. Снимок GLAX запечатлел этот момент максимально своевременно.

Два конуса

На самом деле вокруг звезды имеется не один, а два конуса. Однако, если смотреть с Земли, они накладываются друг на друга, что затрудняет наблюдение. Два конуса соединены заостренными концами, на которых находится сама звезда. И они (конусы) расширяются со скоростью 400 километров в секунду в противоположных направлениях.

Так мы видим туманность Голубое кольцо с Земли. © Mark Seibert

А это вид сбоку. © Mark Seibert

Исследовательская группа нашла решающий ключ к разгадке загадки в архивных данных космических телескопов Spitzer и Wide-field Survey Explorer (WISE). Ученые выяснили, что вокруг звезды образовался газовый диск. Но известно и то, что такое происходит только с молодыми звездами, однако TYC 2597-735-1 очень старая звезда.

Газовый диск разрезает облако обломков

Используя моделирование, исследователи рассчитали, что это должно было оказаться результатом слияния. Звезда массой с наше Солнце расширилась и поглотила меньшую звезду на своей орбите.

Эта маленькая звезда еще до этого образовала газовый диск. Газовый диск и разделил облако обломков, образовавшееся после слияния. Так образовались два конуса. Тысячи лет спустя облако обломков остыло, и исследователи получили возможность его наблюдать. Результаты исследования были напечатаны в журнале Nature.

Пройдет еще несколько сотен тысяч лет, прежде чем туманность полностью рассосется. Так что у астрономов есть еще достаточно времени для дальнейшего исследования этого явления.