Археологи нашли древнейшее в мире свидетельство употребления пива

Расписные керамические сосуды из кургана Цяотоу

Во время раскопок в Южном Китае в погребениях возрастом девять тысяч лет археологи нашли керамические сосуды со следами пивного напитка. Это одно из старейших в мире свидетельств производства и употребления пива. Статья опубликована в журнале PLOS ONE.

В кургане с двумя человеческими скелетами на платформе Цяотоу исследователи обнаружили расписные керамические горшки, украшенные абстрактными узорами. Сама по себе находка расписных керамических изделий такого возраста стала сенсацией. Подобные артефакты не находили ранее ни на каких других памятниках того времени.

Некоторые из гончарных изделий имеют небольшой размер и похожи по форме на сосуды для питья, используемые и по сей день. Авторы отмечают, что каждый из таких сосудов легко держать в одной руке, как чашку. Семь из двадцати найденных сосудов имеют форму «горшков Ху», которые использовались для питья алкоголя в более поздние исторические периоды.

Чтобы подтвердить, что сосуды использовались для алкоголя, ученые проанализировали остатки крахмала и фитолитов — окаменелых растений и грибов, собранных с внутренней поверхности горшков. Результаты анализа показали, что пробы содержат микробные плесень и дрожжи, соответствующие продуктам брожения пива и не встречающиеся в естественных условиях в почве или в других органических продуктах. Также в образцах нашли фитолиты рисовой шелухи и других растений, которые, как считают ученые, древние пивовары добавляли в качестве агента брожения.

По мнению исследователей, древнее пиво не было похоже по вкусу на современное. Они предполагают, что это был слегка сброженный мутный сладковатый напиток типа ферпентированного напитка из риса или травы Coix lacryma-jobi, называемой в народе «иовлевы слёзы».

Археологи нашли древнейшее в мире свидетельство употребления пива