Астрономы впервые зафиксировали взрыв сверхновой от столкновения звезд

Художественное представление взрыва сверхновой, вызванного столкновением компактного объекта — черной дыры или нейтронной звезды — со своим звездным компаньоном

Астрономы, работающие на комплексе радиотелескопов Very Large Array, получили подтверждение существования нового типа сверхновых, взрывы которых вызваны столкновением двух звезд. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Very Large Array (VLA) — расположенный на юге США, в штате Нью-Мексико комплекс из 27 радиотелескопов, работающих как единая антенная решетка. Его общая разрешающая способность за счет разнесения антенн по большой территории эквивалентна антенне диаметром 36 километров. Благодаря этому, VLA позволяет обнаружить объекты, недоступные для наблюдения с помощью других телескопов. Анализируя данные обзора неба, полученные на VLA, авторы исследования идентифицировали новый тип сверхновых, который ранее был предсказан теоретически.

Обычные сверхновые с коллапсом ядра возникают, когда массивная звезда вырабатывает свое топливо и больше не может противостоять собственной гравитации. В результате, ядро звезды схлопывается, вызывая взрыв сверхновой, после которого на ее месте остается нейтронная звезда или черная дыра.

Большинство массивных звезд рождаются в тесных двойных системах, где звезды-компаньоны, оставаясь на близких орбитах, могут потенциально двигаться по спирали внутрь, пока не сольются. Теория предсказывает, что такой тип слияния также может вызвать взрыв, аналогичный взрыву сверхновой с коллапсом ядра, но такие события ранее никогда не наблюдали.

В 2017 году астрономы обнаружили в обзоре VLA объект, обозначенный VT J121001+4959647, ярко излучающий радиоволны, которого не было в предыдущих обзорах. По своим свойствам этот объект больше всего соответствовал расширяющемуся остатку сверхновой, взаимодействующему с окружающим веществом, вероятно, выброшенным из звезды за несколько столетий до ее взрыва.

Астрономы впервые зафиксировали взрыв сверхновой от столкновения звезд