«Проснулась» огромная комета, движущаяся к нам из далёкой окраины Солнечной системы

Наземные телескопы зафиксировали вспышку активности кометы C/2014 UN271 Бернардинелли-Бернштейна, из-за чего её яркость резко увеличилась. Небесное тело движется нам из далёких окраин Солнечной системы — облака Оорта, а диаметр ядра кометы превышает 100 км, что является рекордом для всех подобных открытых объектов!

Комета C/2014 UN271 Бернардинелли-Бернштейна на архивных снимках проекта «Обзор тёмной энергии». Credit: Dark Energy Survey/DOE/FNAL/DECam/CTIO/NOIRLab/NSF/AURA/P. Bernardinelli & G. Bernstein (UPenn)/DESI Legacy Imaging.

Комета C/2014 UN271 Бернардинелли-Бернштейна была открыта в июне этого года в ходе анализа архивных снимков обзора неба Dark Energy Survey (русс. «Обзор тёмной энергии»)*. Первоначально открытое небесное тело было классифицировано как карликовая планета, однако затем была обнаружена кома и признаки активности, после чего объект переклассифицировали в комету. Так как комету нашли на архивных снимках, то она получила в обозначении цифру 2014 — год, когда было сделано первое изображение. Префикс C/ в обозначении указывает комету с непериодической орбитой; U — полугодие обнаружения (вторая половина октября), а N271 — счётчик обнаружения за это полугодие. Сама комета получила название в честь исследователей Педро Бернардинелли (Pedro Bernardinelli) и Гэри Бернштейна (Gary Bernstein), внёсших огромный вклад в открытие C/2014 UN271.

Орбита кометы характеризуется сильным наклоном и вытянутостью, причем её самая далекая от Солнца точка (афелий) находится во внутренней части облака Оорта — 40-54 тыс. астрономических единиц (а. е. Одна астрономическая единица равна среднему расстоянию от Земли до Солнца — примерно 149 млн км). Ожидается, что в январе 2031 года C/2014 UN271 достигнет своего перигелия (ближайшая к Солнцу точка орбиты), который равен почти 11 а. е. оказавшись между орбитами Урана и Сатурна.

Подобные тела в основном состоят из азотных, метановых, углекислотных, водных и иных льдов, а также более плотных фракций, часто представленных в виде пыли или вкраплений. Когда кометы приближаются к звезде, у них появляется кометная активность: температура поверхности растёт и в условиях вакуума лёд начинает сублимироваться (возгоняться), т.е. переходит из твёрдого состояния сразу же в газообразное, попутно унося в космос пыль. Образуется кома кометы, растёт её яркость. Именно это зафиксировала группа астрономов во главе с Майклом Келли (Michael Kelley) из Мэрилендского университета, которая сообщила о явной вспышке активности кометы C/2014 UN271, зафиксированной 1-метровыми телескопами наземной сети Лас-Кумбрес в период с 9 по 10 сентября 2021 года. За это время её блеск увеличился с 19,57 до 18,92 звездной величины. Дополнительные наблюдения, проведённые 11 сентября, подтвердили увеличение яркости кометы, на тот момент её блеск составлял 19,02 звёздной величины. Приближаясь к Солнцу, активность C/2014 UN271 закономерно растёт.

Размеры и орбита делают данное небесное тело уникальным объектом для исследований, которые могут рассказать о составе тел из самых внешних частей нашей Солнечной системы — облака Оорта. Это крайне загадочный и малоизученный регион Солнечной системы, мир вечного холода и темноты… Это настолько далеко, что Солнце там выглядит как обычная звезда на небе, лишь немногим ярче остальных. Предполагаемое расстояние до внешних границ облака Оорта от Солнца составляет от 50 000 до 100 000 а. е. — почти световой год. Это источник долгопериодических комет, в котором «обитают» миллиарды малых небесных тел. Естественно, мы можем видеть только те объекты, которые близко подходят к Солнцу. Поэтому формально существование облака Оорта ещё инструментально не подтверждено, но астрономы не сомневаются в его реальности.

* — исследование Солнечной системы является одной из второстепенных целей проекта «Обзор тёмной энергии».