Раскрыта загадка появления в метеоритах зерен древнее Солнца

Зерно карбида кремния звездной пыли под электронным микроскопом (справа), образовавшееся более 4,6 миллиарда лет назад в результате охлаждения оболочек древних звезд (художественное изображение слева)

Американские ученые разработали аналитический метод, позволяющий не только идентифицировать в метеоритах зерна, возраст которых древнее Солнечной системы, но и определять, какие звезды были их источниками. Статья опубликована в журнале The Astrophysical Journal Letters.

Считается, что хондриты, наиболее распространенный класс метеоритов, образовались непосредственно из протопланетного облака, окружавшего Солнце на ранних стадиях формирования Солнечной системы. Однако некоторые из них также включают крошечные твердые частицы межзвездного вещества — звездной пыли, которая содержалась в межзвездном газе еще до появления газопылевого облака, из которого позже образовалось Солнце и все планеты Солнечной системы.

Эти досолнечные зерна — единственные материальные свидетельства периода, предшествовавшего Солнечной системе, доступные для прямого анализа. Важно, что звездная пыль сохраняется в первичных, или, как их еще называют, примитивных метеоритах практически в неизменном виде. До сих пор основной проблемой было определить тип звезды, породившей эти зерна.

Американские ученые во главе с Нань Лю, доцента кафедры физики Вашингтонского университета в Сент-Луисе с помощью усовершенствованного метода наноразмерной масс-спектрометрии вторичных ионов (NanoSIMS) впервые проанализировали с высоким пространственным разрешением большой набор досолнечных зерен карбида кремния из различных метеоритов.

Раскрыта загадка появления в метеоритах зерен древнее Солнца