Ученые установили причину исчезновения мамонтов в Сибири

Художественная реконструкция шерстистых мамонтов

Результаты обширного исследования, основанного на изучении почвенной ДНК, показали, что причиной вымирания шерстистых мамонтов в Сибири были не люди, а изменение климата. Статья опубликована в журнале Nature.

Животное и его предки жили на Земле более пяти миллионов лет, пережив за это время не один ледниковый период. В течение нескольких тысяч лет они обитали рядом с первыми людьми, которые охотились на них, использовали их мясо в пищу, а из костей и бивней строили жилища, изготавливали гарпуны, наконечники для стрел и произведения искусства. Даже самый старый известный музыкальный инструмент — флейта возрастом 30 тысяч лет — сделан из кости мамонта. Поэтому одна из гипотез исчезновения мамонтов предполагает, что их истребили люди.

Результаты проекта, реализованного учеными из десяти стран во главе с Эске Виллерслевом, профессором Колледжа Святого Иоанна Кембриджского университета и директором Центра геогенетики Фонда Лундбека при Копенгагенском университете, доказывают, что это не так.

В течение двадцати лет авторы собирали образцы почвы в Арктике, в местах, где были обнаружены останки мамонтов, и кропотливо выделяли из них ДНК для анализа остатков растений и животных, включая мочу, фекалии и клетки кожи. Применение передовых технологий секвенирования позволило им по этим образцам воссоздать условия обитания вымерших животных.

«Ученые уже сто лет спорят о том, почему вымерли мамонты. Людей обвиняли в том, что животные, которые переживали изменения климата в течение миллионов лет, рядом с людьми, которые охотились на них, прожили недолго», — приводятся в пресс-релизе Колледжа Святого Иоанна слова профессора Виллерслева.

Ученые установили причину исчезновения мамонтов в Сибири